www.paiberdin.org
Композитор Олег Пайбердин
english статьи, интервью, заметки о музыке

О непростых временах для непростой музыки: композитор Олег Пайбердин // Видео

Беседа с известным российским композитором, дирижером, педагогом и основателем ансамбля «Галерея актуальной музыки» Олегом Пайбердиным, концерты с участием которого состоятся в рамках СтерхФеста в Сургуте. Разговор пойдет о современной музыке и экспериментах.
далее >>

И.Северина. «Другое пространство» в академической среде

Сначала – премьера оркестровой версии пьесы Vox («Глас») автора идеи фестиваля Олега Пайбердина, что, конечно, справедливо. Замысел сочинения репрезентирует связь с ранней европейской музыкальной традицией – жанром органума. Здесь особенность мышления композитора с его акцентом на экспозиционности находит наиболее органичное выражение. Материал оригинален и интересен; сначала вполне можно было вообразить, что это никак не меньше, чем глас Бога, звучание макрокосмоса...
далее >>

Л.Краско. Аристократ по жизни: интервью с художественным руководителем ГАМ-ансамбля Олегом Пайбердиным

Уральский композитор Олег Пайбердин уже давно занял прочное место на карте современной поисковой музыки своими инструментальными экспериментами и работой с классической традицией. 21 декабря в Большом зале республиканской филармонии состоится выступление московского ансамбля «Галерея актуальной музыки»/ГАМ-ансамбля. В преддверии концерта мы говорим с художественным руководителем и дирижером ГАМ-ансамбля Олегом Пайбердиным.
далее >>


Е.Мечетина. Отрывок из интервью на радио «Орфей» о произведении «Гохуа» (mp3)

Первая премия – это Олег Пайбердин, представитель Москвы. Получил он это звание за сочинение по мотивам китайской живописи гохуа. Очень интересно. Меня это сочинение просто потрясло. Я до сих пор очень подробно его себе представляю и помню.
далее >>

Интервью с Мариной Фоменко о ее персональной выставке «Вчера приснились мне зарницы»

Я бы не назвала это музыкальным сопровождением, музыка – неотъемлемая часть и видео, и проекта в целом. Автор музыки – композитор Олег Пайбердин, вместе с которым мы уже сделали несколько работ. Музыка – еще одна составляющая, вносящая свою лепту в повышение общей тревожности обстановки, которая создается горой электронного мусора и «расползающихся» от нее огромного количества «мышей».
далее >>

И.Северина. Осенние спектры новой музыки

Но и музыка Пайбердина, без сомнения, эволюционировала – стала более импровизационной, более свободной, а по структуре и стилю это варьированная репетитивность с фольклорным колоритом.
далее >>

Е.Мусаелян. «Композитор XXI века»: в поисках идеала

Первая премия досталась Олегу Пайбердину (р. 1971) за пьесу «Гохуа» (2009) для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели. В данном случае члены жюри были единодушны, что неудивительно: речь идет об известном и состоявшемся авторе, в творчестве которого счастливо сочетается и великолепное владение ремеслом, и оригинальность авторского мышления, при котором все технические аспекты композиции являются только средством для наиболее органичного воплощения музыкальной идеи. Ювелирная выделка тонкостей звукоизвлечения, драматургическая выстроенность партитуры – изысканная «китайская» пьеса столь же поэтична на вид, как и на слух, и полностью соответствует своему названию (гохуа – «китайская живопись» – техника выполнения рисунка водяными красками на шелке или бумаге).
далее >>


Международный фестиваль фольклорной музыки Contemporary Folk пройдет в Нижнем Новгороде 26-30 ноября

Олег Пайбердин, композитор: «Идея фестиваля очень сильная — это такой симбиоз разных фольклоров и современной музыки. Кроме того, будет задействован оркестр, а такие большие исполнительские силы нечасто сейчас предоставляются композиторам для написания музыки. Композиторам дается полная свобода для реализации своих замыслов. Для публики проект тоже очень важен: несмотря на то, что современная музыка — это, по большей части, достаточно специфические интеллектуальные и технические изыскания и поиски, организаторам удалось подобрать довольно демократичную форму, приемлемую для широкой публики. Лично мне будет интересно находиться не только в качестве непосредственного участника проекта, но и просто слушателем и очевидцем происходящего события. Об атмосфере фестиваля нечего и говорить: для композиторов это огромные возможности для репетиций и общения с коллегами».
далее >>

И.Тушинцева, Л.Акопян. «Актуальная музыка»

«Я не отношу себя к авангардному течению. Мы играем не авангардную, скорее актуальную музыку, которая не несет на себе отпечатка профессионального мнения критиков, музыковедов. Она новая, неизвестная, и слушатель реагирует на нее напрямую, не опираясь на чью-то оценку…»
далее >>

«Композитор XXI века» назвал победителей

Среди композиций, прослушанных заочно, лучшим жюри конкурса выбрало сочинение Олега Пайбердина «Гохуа». Олег Пайбердин является участником множества фестивалей в России и за рубежом, создателем и арт-директором фестиваля актуальной музыки «Другое пространство» в Московской филармонии и основателем и художественным руководителем ансамбля «Галерея актуальной музыки.
далее >>

М.Якушевич. «Удиви меня!»

Самым необычным стал проект открытия. В нем были представлены три мировые премьеры – балеты московских композиторов Антона Сафронова «Сон…Хронос» и Олега Пайбердина «Мухи Аргоса» и хоровая опера новосибирского композитора Романа Столяра «Елизавета Бам». Два воплощения греческих мифов и театр абсурда Даниила Хармса. На сцене возникли три контрастных мира, три визуально-пластических микста, которые воплотили хореографы-постановщики Мария Кафанова, Наталья Ершова и Олег Жуковский, Ансамбль солистов и Хоровой консорт «Лаборатории новой музыки» (мобильного коллектива новосибирских музыкантов, созданного для воплощения экспериментальных проектов), дирижеры Сергей Шебалин и Елена Рудзей. Взыскательный зритель мог насладиться модерн-балетом и искусством боди-арта, синтезом классического танца и ритуального театра, пластической импровизацией, а также разнообразными сочетаниями современного инструментального и хорового звукоизвлечения. На премьеру своего балета в Новосибирск прилетел композитор Олег Пайбердин, который поделился впечатлениями от фестиваля.
далее >>


С.Якушевич. Авангардные постановки покажут на фестивале «Сибирские сезоны»

Музыканты хора и оркестра, солисты балета сегодня впервые репетируют вместе. И показывают сценические варианты авторам, которые меняют что-то в своих сочинениях прямо в ходе репетиции. По замыслу Олега Пайбердина, в его балете «Мухи Аргоса» певцы должны не только петь, но и танцевать. Но сейчас решил, что хор, как в античном театре, будет максимально статичен.
далее >>

Л.Пальвелева. Думать словами

Например, русская музыка горизонтальная. Это, прежде всего, интонационное развертывание во времени, по горизонтали, какая-то независимость голосов, если это многоголосье, какая-то полифоничность. Итальянская музыка тоже горизонтальная. А вот, например, немецкая, английская и французская музыка вертикальная. Мы многое начинаем понимать в музыке, когда прислушиваемся к языку, даже не столько к интонации, сколько к структуре.
далее >>

Л.Пальвелева. Музыка, как ожидание темноты

Нам предлагали перед концертом что-то сказать слушателям, но не хотелось говорить никаких слов. Думаю, уж очень много слов за последнее время сказано. Они девальвировались. Хочется тишины. Отбросить от себя все наносное, негативное и открыться внутренней свободе.
далее >>

«Оставь меня в покое...»

В проекте представлены мультимедийные композиции, где звук в акустическом и электронном проявлении взаимодействует абсолютно на равных с изображением. В одних композициях отправной точкой стало изобразительное начало. Так, например, немой фильм знаменитого французского сюрреалиста Ман Рэя «Оставь меня в покое» (1926) вдохновил композитора Олега Пайбердина на сочинение Cantus firmus. <...> Придумал все это художественный руководитель и дирижер «Галереи актуальной музыки», композитор Олег Пайбердин (Москва). Cолист ГАМ-Ансамбля – Сергей Асташонок, виолончель (Москва). Программирование, техническая поддержка – Николай Попов (Москва).
далее >>

Бурятская филармония представляет совместный проект с «Галереей актуальной музыки»

В проекте представлены мультимедийные композиции, в которых неотъемлемо сочетаются звук и изображение. Причем, звук в акустическом и электронном проявлении взаимодействует абсолютно на равных с изображением. В одних композициях первоисточником стало изобразительное начало, как, например, в композиции Cantus firmus Олега Пайбердина, где виолончель следует за каждой сменой кадра фильма «Оставь меня в покое» Ман Рэя, тем самым как бы одаривая звуком изначально немое изображение.
далее >>

А.Бауэр. Олег Пайбердин: «Главное, чтобы у слушателя было свое собственное мнение»

Веками музыка была, есть и будет той объединяющей силой, которая способна заставить человека отвлечься от будничной серости, заглянуть в себя, осмотреться вокруг. Какую музыку предпочитают сегодняшние слушатели, от чего зависит настроение зала и для кого современные авторы пишут свои произведения? Об этом и многом другом ИА «Атмосфера» в Международный день музыки рассказал один из самых удивительных композиторов современности, основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля «Галерея актуальной музыки», один из инициаторов и кураторов фестиваля актуальной музыки «Другое пространство» Олег Пайбердин.
далее >>

Е.Бирюкова. Госзаказ: брать или не брать

Прилично ли брать деньги у государства? Тогда сразу возникает ответный вопрос: а прилично ли быть гражданином государства, у которого этот гражданин считает неприличным брать деньги? Уж если кто-то посчитает неприличным получать государственную поддержку, то неприлично и быть гражданином этого государства, так?
далее >>

М.Шамсутдинова. «Посвящение Джону Кейджу». Кейдж в Астане!

Ожидание не обмануло слушателей, уже в первом произведении они окунулись в новую, совершенно иную звуковую сферу, кардинально отличающуюся от привычных звуков знакомой музыки. Это произведение Олега Пайбердина Cantus firmus для виолончели соло и немого фильма «Оставьте меня в покое» Мана Рэя. Средствами одного инструмента композитору удалось очень точно передать характер каждого кадра немого кино, а блестящее исполнение партии виолончели (Сергей Асташонок) во всей полноте и красочности воплотило оригинальность замысла автора.
далее >>

М.Сакаева. «Звёздный час» без зрителей

Нужно слушать и классическую, и современную музыку. Она расширяет кругозор и формирует культуру человека. Культура – это самое главное. Музыка – это начало работы над собой, а не развлечение. Я не вижу смысла в том, чтобы приходить на концерт ради развлечения. Мы играем актуальную музыку. Это та, что прямо здесь и сейчас появляется перед слушателем и не несёт на себе оценочных суждений профессионалов и критиков. Солисты ГАМ-Ансамбля пытаются мотивировать слушателя на размышления и чувства.
далее >>

М.Сакаева. Олег Пайбердин: «Смех на концерте академической музыки – это нормально»

Термин «авангард» для меня спорный. Авангардная музыка – это вторая половина XX века. Прежде всего, это европейский музыкальный авангард: Штокхаузен, Ноно, Лигети, Пендерецкий, Берио и другие. В тот период в музыке был всплеск новшеств и экспериментов. Сейчас я бы не сказал, что мы в стадии экспериментов, скорее, на этапе осмысления того, что было найдено в прошлом веке.
далее >>

Е.Габова. Олег Пайбердин: «Музыка – это повод начать работать над собой»

В качестве специального гостя фестиваля «Традиции и классика авангарда», стартовавшего в Сыктывкаре 17 декабря, два вечера подряд выступит ансамбль «Галерея актуальной музыки» (ГАМ-ансамбль). 18 декабря в зале Центра культурных инициатив «Югор» московские музыканты представят программу «Молодая Россия – Молодая Европа». 19 декабря концерт с названием «Старый-Старый авангард» пройдет на подмостках республиканской филармонии. Накануне выступлений композитор и арт-директор ансамбля Олег Пайбердин ответил на вопросы нашего корреспондента.
далее >>

М.Сакаева. Сыктывкарцы узнали, как звучит сломанный велосипед

Смятение и удивление, восторг и овации вызвало балетто для дирижёра и музыкантов, написанное отцом пианиста «Галереи» Виктором Екимовским. Дирижёр Олег Пайбердин совсем не был похож на дирижёров симфонических оркестров. Он топал ногой, подпрыгивал, сгибался в три погибели, а под конец практически лёг у ног музыкантов.
далее >>

Пресс-конфереция перед фестивалем «Другое пространство»

В Москве в эти дни проходит III Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство». С 7 по 9 декабря на трех площадках Московской филармонии в программе примут участие 10 коллективов из 4 стран: России, Польши, Украины, Бельгии. Этот марафон-праздник современной музыки также транслируется в интернете на сайте Московской филармонии, поэтому все желающие могут погрузиться в «другое пространство» живой музыки в режиме on-line.
далее >>

«Великая ноябрьская революция»

Это был настоящий театр: дирижер, композитор и по совместительству художественный руководитель ГАМ-Ансамбля Олег Пайбердин устроил на сцене нечто совершенно сумасшедшее. Когда Пайбердин начал не просто управлять оркестром, а по сути балансировать на невидимом канате, баянист Сергей Чирков, виолончелист Сергей Асташонок и флейтист Павел Студенников играли что-то нервное и натянутое, зал оцепенел. Когда же сопрано Светлана Бойченко сорвалась на крик, а дирижер начал долбить по баку-барабану, зрители отреагировали нервным смехом. Да, искусство бывает разным, и мы не устаем благодарить «Стерх» за то, что нас с ним знакомит...
далее >>

Ансамбль солистов «Лаборатория новой музыки» принял участие в III Международном фестивале актуальной музыки «Другое пространство»

Также в концерте прозвучало сочинение «Мухи Аргоса» одного из руководителей фестиваля, московского композитора Олега Пайбердина, который открыл путь Ансамблю солистов «Лаборатория новой музыки» в «Другое пространство».
далее >>

Круглый стол в преддверии III Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство»

Во времени, наверное, не существует делений на период исканий и период освоения открытий, когда что не произведение, то шедевр. Нет. Есть слой шевелений, активной среды, как движение лавы, а из неё выделяются всплески — единичные фигуры композиторов. Они встают вертикально над этой горизонтальной бурлящей массой. Эти творцы и остаются в истории, как стилистические знаки этого времени. Я думаю, что не будь во времена Моцарта среды в сто-двести композиторов, мастеровитых и одарённых, то не было бы и самого Моцарта. Возможно, сейчас какие-то вещи нам просто незаметны на близком расстоянии. Но даже сегодня такой композитор, как, например, Валентин Сильвестров, уже останется в сонме великих нашего времени.
далее >>


М.Герцман. «Музыкальное путешествие в неведомое»

Много нового и интересного подарит нам московский камерный коллектив ГАМ-Ансамбль. Сразу советую запомнить имя композитора Олега Пайбердина — создателя этого коллектива. Обращаю ваше внимание и на «многоликость» названия коллектива. По-русски «ГАМ» это всего лишь «шум», английское GAME означает «игру», а имя нашего коллективного гостя расшифровывается уже как «Галерея актуальной музыки».
далее >>

А.Латкин. «Звуки му»

Каждый год российские консерватории выпускают несколько десятков композиторов. Куда они потом все деваются? И чем зарабатывают на жизнь?
далее >>

Лаборатория новой музыки

Как обычно, несколько шокировал Олег Пайбердин с пьесой «Оскривик». Если бы не ведущая, публика ни за что бы не догадалась, что первоначальным образом-идеей для этой пьесы стала детская фантазия: «существо-цветок желтого и синего цвета, умеющее говорить». Композитор использовал запись импровизации двухлетнего ребенка на миди-клавиатуре, сделанную случайно, а для тематического материала акустической части произведения взял детскую песенку, сочиненную им ранее. В результате получилось невиданно-новаторское произведение для виолончели соло, бас-кларнета, тромбона, скрипки и контрабаса.
далее >>

Премьера программы «Соло с Другим оркестром» пройдет в Екатеринбурге

Любители стиля noise будут удивлены, услышав произведение московского композитора Олега Пайбердина «Пост-скрип(тум)». Композитор нетрадиционно подходит к классическим инструментам, расширяя их колористический диапазон, создавая «шумелку, скрипелку, пыхтелку» только лишь акустическими инструментами: скрипками, виолончелями, саксофонами.
далее >>


«ГАМ-ансамбль» анонсировал новый проект

25 марта в Камерном зале Московской филармонии состоится первый концерт из серии «Молодая Россия – Молодая Европа» — нового проекта московского ансамбля «Галерея актуальной музыки» (ГАМ-ансамбль) в концертных сезонах 2012/13 годов.
далее >>

В Новосибирске пройдут «Сибирские сезоны»

Гостями «Сибирских сезонов» станут «Галерея актуальной музыки» под руководством Олега Пайбердина и Elettro Voce (Польша), творческий дуэт композиторов Агаты Зубель (Agata Zubel) и Цезаря Духновского (Cezary Duchnowski).
далее >>

Ю.Куликова. Интервью с Олегом Пайбердиным [PDF]

Культура Новой России свободна, прежде всего, от каких-либо идеологических установок государственных чиновников, людей от власти. Она неспешно формируется свободными гражданами без указок сверху. Она не терпит суеты. У нее по определению нет цели наживы и какой-либо сугубо экономической подоплеки. Она еще только ждет своего часа, чтобы проявиться.
далее >>

П. ван Белком. Goeyvaerts Trio “String Trios from the East” [PDF]

Даже от опытных посетителей классических концертов зачастую можно услышать, что они не знают, как им себя вести в отношении современной классической музыки. Эту музыку порой называют ‘бессвязной’ или ‘арбитрарной’. Нельзя не согласиться, что музыкальная идиома современной классической музыки находится иногда на огромном расстоянии от звуков из повседневного музыкального восприятия большей части слушателей. Музыку, не подчиняющуюся конвенциям, сложно связать с чем-то знакомым.
далее >>

«Струнные трио с Востока» [PDF]

Очень экономичное отношение к звуку — мы не говорим здесь о минимализме, а скорее своего рода максимализм, выраженный через ограниченные музыкальные средства, которые первоначально создают иллюзию минимального (мир в песчинке песка) — доводятся до крайности, часто хрупкого, царства духа, с которым они имеют дело, и который, возможно, только и мог быть достигнут композиторами с таким историческим прошлым.
далее >>

М.Гайкович. «Рожденный петь да заскрежещет» [PDF]

11 мировых и 17 российских премьер: цифры говорят сами за себя. Перспектива близкая – собственно возможность услышать эту музыку, далекая – оценить, что она предлагает, ибо будущее музыкального искусства – за ними, композиторами, которые творят сегодня, здесь и сейчас. Вот и тема «Московского форума», в этом году – российско-итальянского, звучит: «Искусство перспективы».
далее >>

Ф.Софронов. «Идея или материя?»

Но именно сейчас, в контрасте с итальянской музыкой, проявилась эта «шумовая» тенденция, о которой нельзя не говорить. Она была заметна и на других, вполне академических концертах – на открытии фестиваля прозвучали пьесы Александра Хубеева и Олега Пайбердина, целиком и полностью построенные на различных градациях шума, который можно извлечь из инструментов.
далее >>

И.Овчинников. «Объявлена программа XIII фестиваля «Московский форум»

8 декабря на открытии в исполнении московской «Студии новой музыки» прозвучат сочинения Сальваторе Шаррино, Эдисона Денисова, Франко Донатони, Олега Пайбердина, Рафаэле Гримальди, Александра Хубеева.
далее >>


«Новая музыка для старого короля» [PDF]

Проникновенной лирикой в каждом сердце слушателя отзовется «Багатель» Олега Пайбердина, одного из самых ярких молодых композиторов современной России.
далее >>

Д.Борзых. Олег Пайбердин: «Главное – сохранить этот потенциал!» [PDF]

Форум «Интерра», так или иначе, затронул каждого консерваторца. Кто-то в поте лица готовился к предстоящим концертам, кто-то эти концерты посещал… На долю нашего курса выпала возможность не только посетить множество мероприятий самого различного толка, но и заглянуть «внутрь» проекта, пообщаться с организаторами и исполнителями. Мне было поручено взять интервью у композитора Олега Пайбердина, приглашенного в качестве одного из экспертов и участников проекта Art-practicum.
далее >>

«Тишина – это тоже музыка...» [PDF]

На очередной концертной презентации музыки российских и зарубежных авторов 3-го сентября в зале Чайковского музыкального училища зрителя ожидало множество сюрпризов...
далее >>

Г.Иванов. «Олег Пайбердин: «Locus Nascendi», компакт-диск № 152

«Думаю, что появившиеся в будущем, быть может, улучшения в области культуры и искусства будут говорить о том, что жизнь в России, в целом, меняется в лучшую сторону. Искусство – это лакмусовая бумажка в определении тех процессов, которые происходят в общественной жизни…».
далее >>


Д.Бавильский. «Композитор Олег Пайбердин: «Что такое длинные звуки?»

«Подобно тому как в Средние века монахи укрывались за стенами храмов — в местах концентрации культуры, так и мы во времена девяностых укрывались в консерватории от безумства вульгарного окружающего мира, который распространялся и проникал всюду».
далее >>

А.Ковальский. Олег Пайбердин: «Нельзя делать из музыки музей»

В Сургут в рамках празднования юбилея галереи современного искусства «Стерх» с ГАМ-ансамблем приезжал известный современный композитор Олег Пайбердин, музыка которого известна не только в России. О проблемах современной академической музыки он рассказал корреспонденту «НГ».
далее >>

А.Ковальский. «Используй неваляшки. ГАМ-ансамбль на юбилее 'Стерха' умудрился сыграть на детских игрушках»

Отмечать свою десятую весну галерея современного искусства «Стерх» решила не за столом, а в уютном выставочном зале, который на один вечер превратился в концертный. Что в принципе не удивительно — «Стерх» всегда отличался оригинальностью. Естественно, и музыка, которая в течение трех часов звучала со сцены, тоже была самая нетривиальная. В рамках мини-фестиваля современного искусства «Десятая весна. Юбилейное приношение «Стерху», помимо слайд-лекций и новых выставок, сургутяне смогли услышать ГАМ-ансамбль, в котором играют уникальные музыканты, способные, если понадобится, заставить зазвучать даже неваляшки.
далее >>

Н.Хруст. «Музыка нашего времени» [PDF]

Год Франции в России закончился, но воспоминания от него остались самые яркие. Он не обошёл вниманием и современную музыку обеих стран: вспомнить хотя бы прошедший с размахом фестиваль «Московский форум» или фестиваль музыки Мессиана с участием блестящего пианиста Пьера-Лорана Эмара. Одной из послених акций, посвящённых новой музыке Франции и России, стал цикл концертов «Музыка нашего времени» в московском Музее музыкальной культуры имени Глинки, который прошёл в начале ноября.
далее >>

Е.Лагутина. Олег Пайбердин [PDF]

Имя Олега Пайбердина регулярно появляется на афишах различных концертных залов современной России; он известен уже как зрелый, состоявшийся композитор, прошедший этап поиска собственного стиля, ясно представляющий цели своего композиторского труда и методы их достижения.
далее >>

Я.Тимофеев. Другое пространство II [PDF]

«Наше общество не структурировано. У нас есть эхо советского времени — традиционная филармоническая публика, которая никогда не пойдет на Шенберга. Оркестры эксплуатируют стандартные культурные возможности этой публики, пока они не истощатся. Есть студенческая публика, но ее очень мало для такого города, как Москва. Есть публика, сформированная вокруг центров современного искусства. Эта аудитория, боюсь, в большинстве своем тусовочная. Но там есть зерно, с которым можно работать. Наша сверхзадача — в том, чтобы объединить эти разные роды публики. Но это очень трудно: они не хотят смешиваться, прямо как масло и вода».
далее >>

T.Rigail. Le manque pressant d’une musique
remplie de choses vécues... [PDF]

L’année France-Russie, à côté des célébrations attendues, permet des initiatives plus originales et pertinentes, à l’image de ce week-end organisé sur un principe d’échange par deux ensembles de musiques contemporaines, l’Ensemble Aleph et le Moscow Contemporary Music Ensemble : dans des programmes conjoints, l’ensemble français va exécuter des œuvres de jeunes compositeurs russes quand l’ensemble russe jouera des œuvres de compositeurs français. Pour ces concerts donnés en France, c’est à juste titre les œuvres russes qui dominent le programme : elles permettront d’entendre des compositeurs encore peu joués chez nous, comme Nicolay Khrust, Geörgy Dorokhov ou Oleg Paiberdin, mais aussi de s’interroger sur cette nouvelle musique russe, écrite par des compositeurs qui sont entrés dans le monde de la musique après la chute du régime soviétique.
reading >>


Д.Ганиева. Виброфонист на крыше

«Другое пространство» можно сделать хоть из крыши, хоть из подвала, в котором фестиваль открывался в прошлом году. Или даже из зрительского фойе. Был коридор – стал Kraft Hall. Именно здесь композитор Олег Пайбердин представит свое новое произведение – «кантус фирмус» для виолончели и… немого кино – фильма «Эмак-Бакия» французского режиссера 20-х годов. Ман Рея.
далее >>

Я.Смирницкий. Как 105-летний Хармс сошел на ноты [Сутки музыкального ареста получили композиторы от родной Филармонии] [PDF]

«Идет как-то Лев Толстой и в руках ночной горшок держит. На горшок пальцем показывает: “Вот, – говорит, – тут я кое-что наделал и теперь несу всему свету показывать. Пусть, – говорит, – все смотрят!”». Но куда там Толстому из рассказа Даниила Хармса до Московской филармонии, которая на маленький юбилей великого Абсурдиста устроила (в рамках феста «Другое пространство») целый музыкальный театр с блеющими баранами, вываливающимися флейтистами и умирающими тенорами. Молодым композиторам даны были одни сутки, чтоб написать экспромты на миниатюры или стихи Хармса. И они, так их растак, написали.
далее >>

Проект «Экспромты» [рецензия] [PDF]

Посвящённый 105-летию Даниила Хармса проект «Экспромты», звучавший в эту пятницу в Камерном зале филармонии, оказался на редкость сильным концертом. Всего на проект отозвалось 25 композиторов (из которых в первом концерте были исполнены 13), по условию задания за одни сутки написавших небольшие сочинения на тексты Хармса. Благодаря тому, что композиторы в концерте чередовались быстро, да ещё были составлены по принципу контраста, даже более слабые номера не давали заскучать. Как и ожидалось, молодые авангардисты в России растут как грибы после дождя, и этот проект открывает многие новые имена (например, Марк Булошников или Надежда Типикина). Общий уровень и исполнения, и композиций неожиданно высокий. Были и вполне традиционные сочинения, хорошо перемежавшие модерн.
далее >>

Возможна ли сегодня гармония в музыке и в мире? [Заочный круглый стол композиторов] [PDF]

Собирая в одном месте композиторов противоположной направленности, через их творческие усилия хочется понять — возможны ли красота и гармония в современном мире и в современной музыке? Не является ли мнимая доступность актуальных сочинений спекулятивной? И почему всё ж таки знатокам так хочется шума?
далее >>

Д.Бавильский. Олег Пайбердин: «Пёрселла можно назвать одним из самых значимых оперных композиторов в истории…»

«Я думаю, что если бы Пёрселл услышал свою оперу «Дидона и Эней» в исполнении Arts Florissants и Вильяма Кристи, то это изменило бы его отношение к своей музыке и существенно повлияло на всё его последующее творчество после этой оперы...»
далее >>

Сегодня в Перми музыканты щелкали зубами и просверлили скрипку [PDF]

Сегодня в колонном зале Пермского государственного института искусства и культуры в рамках четвёртого международного фестиваля современной музыки «Россия-Франция — музыкальный диалог» прошёл концерт «Инструментальный театр — театрализованная музыка», приуроченный также и 35-летию института.
далее >>

Концерт МАСМ «Музыкальный диалог» [PDF]

В программе «Музыкальный диалог» звучали как классические композиции – «Элегия» Сергея Рахманинова, музыка Дмитрия Шостаковича «Три фантастических танца», так и новаторская, эксцентричная музыка – «В манере Гогена» Сергея Павленко для скрипки, виолончели и фортепиано, композиция «Гохуа» Олега Пайбердина для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано. Эти музыкальные пьесы, виртуозно исполненные артистами МАСМ, вовлекали слушателя в сложные музыкальные ассонансы и диссонансы.
далее >>

[Интервью с композитором Олегом Пайбердиным в независимом журнале Stereo&Video] [PDF]

Именно государство и обязано взять на себя формирование системы поддержки современной классической (академической) музыки. Что делать? Начать честный серьезный диалог государства и творца, композитора, в частности...
далее >>

И.Северина. В поисках другого пространства [Завершился Второй фестиваль актуальной музыки] [PDF]

Пожалуй, наиболее эффектной была программа композиторского объединения «Пластика звука». Пластика, впрочем, не только музыкальная, но и визуальная: публика была окружена пятью большими экранами, на которые в режиме on line проецировалось видео играющих за этими экранами музыкантов, а также партитуры, разнообразные абстракции и даже немой фильм Мана Рэя «Оставьте меня в покое». Живую дорожку к фильму для виолончели соло (партия виолончели – Сергей Асташонок) написал арт-директор фестиваля Олег Пайбердин. Средствами одного струнного инструмента композитору удалось детально передать каждый кадр, и в этом была своя оригинальность...
далее >>

О.Кордюкова. «Притяжение к классике» [mp3]

Программа «Притяжение к классике» Ольги Кордюковой на радиоканале «Голос России». Беседа с Олегом Пайбердиным и Рауфом Фархадовым о фестивале «Другое пространство» 12 июня 2010 года.
далее >>

Н.Провозина. Творчество композиторов уральской школы: история, стиль, жанры [Очерк о композиторе Олеге Пайбердине] [PDF]

Философичность, эстетизм, определенная «абстрактность» художественных замыслов О.Пайбердина часто реализуется на основе синтеза новейших техник композиции и традиционного полифонического письма. Этот, казалось бы, парадоксальный синтез приводит, однако, к достаточно стройным музыкальным конструкциям, органичным взаимодействиям статики и движения, механистичности и беспокойства...
далее >>

И.Северина, Ф.Софронов. Ностальгия и апокалипсис

Сделан очень важный шаг: попытка наладить конструктивный диалог с традицией в различных ее формах. В том числе и довольно экзотических. Произведение Олега Пайбердина – композитора из Екатеринбурга, ныне живущего в Москве, называется «Гохуа» (исполнители – солисты Московского ансамбля современной музыки). Имеется в виду современная китайская живопись в традиционной технике – водными красками на шелковых и бумажных свитках. По сути дела, это синтетический жанр: как правило, на готовый рисунок наносятся иероглифы поэтического текста, иногда на тему рисунка сочиняется музыка. Сочинение Пайбердина соотносится с неким воображаемым рисунком; в нем нет ничего специфически китайского. Скорее, в нем слышатся общий колорит и жесткий темперамент Востока, и, в особенности, японская церемониальная музыка гагаку...
далее >>

Журнал «Музыка и время». По прошествии сезона [Интервью с композитором Б.Франкштейном и директором МАСМ В.Коршуновой] [PDF]

Лето, как известно, — мертвый сезон, так что когда верстался этот номер, достойных концертов больше не нашлось. Зато мне удалось взять интервью у двух очень разных по роду своей деятельности музыкантов — композитора и, отчасти, пианиста Бориса Франкштейна и директора Московского ансамбля современной музыки Виктории Коршуновой. По не понятным мне причинам в самый разгар лета они оказались в Москве. Речь шла о прошедшем концертном сезоне. Вопросы были если не одинаковыми, то по крайней мере близкими, а вот ответы сопоставлять вам...
далее  [PDF]>>

Московская филармония представит «Другое пространство»

Три дня в режиме нон-стоп будет звучать музыка мастеров старшего поколения Л.Берио, Я.Ксенакиса, П.Булеза, К.Штокхаузена, С.Слонимского, С.Беринского, Ф.Караева, В.Тарнопольского и композиторов нового поколения московской и петербургской школ: А.Сюмака, Д.Курляндского, О.Пайбердина, С.Невского, Б.Филановского, Л.Терской, О.Бочихиной и многих других авторов.
далее >>

И.Северина. Слышимое видимое

Концерт под названием «Зрящие уши» прошел накануне в Камерном зале Московской филармонии. В исполнении солистов ансамбля современной музыки звучали сочинения композиторов России и Нидерландов. На концерте побывала корреспондент Ирина Северина.
далее >>

А.Мелешкина. Поиск художнических приоритетов в творчестве О.Пайбердина

Выбирая тот или иной исторически сложившийся жанр, он рассматривает его по-новому, переосмысляя старое на материале современных возможностей. В подобных взаимодействиях часто открываются первичные значения жанров. В основе замыслов О.Пайбердина лежит четкая продуманность и рационализм. И это актуально эпохе, в которой композитор становится творцом новых приемов, воспринимаемых уже не как носителей самой идеи, а как сама идея.
далее >>

А.Мелешкина. «Антем памяти Г.Пёрселла» Олега Пайбердина: новое решение старого жанра

Пайбердин отходит от заявленного жанра так далеко, на сколько это возможно, и в то же время возвращается к его первичному содержанию, как гимну. Антем памяти Г.Пёрселла — это гимн Г.Пёрселлу и его эпохе, когда ценным авторским качеством являлось изобретательство. Можно говорить о мастерском изображении в этом произведении так называемого диалога эпох, присутствовавшего во все времена и сейчас как никогда актуализированного.
далее >>

Н.Иванчук. Олег Вячеславович Пайбердин

Думаю, что на самом деле у художника мало того, что у него есть, о чем сказать. Прежде всего художник должен быть честен перед самим собой и правильно оценивать свои возможности…
далее >>

К.Богомолов. Интервью с драматургом Олегом Богаевым и композитором Олегом Пайбердиным

Живя в Екатеринбурге, два земляка никогда не слышали друг о друге и познакомились в Германии, где оба оказались в качестве стипендиатов в знаменитой Академии Шлосс Солитюд, которая устраивает полугодовые «творческие отпуски» для молодых представителей разных видов искусств со всего света. Длительное пребывание в академии, позволившее основательно изучить Германию и ее культуру, и стало поводом для беседы.
далее >>

Кюнстлерхаус Лукас: место для творчества художников, писателей и композиторов

Колония художников и Аренсхооп как место их проживания имеют более чем столетнюю историю. Дому «Кюнстлерхаус Лукас» отводится здесь особое место, так как именно благодаря его инициативе представители различных направлений искусства из разных стран получают возможность некоторое время жить и работать в Аренсхоопе, а также знакомить общественность с результатами своего творчества.
далее >>

Н.Провозина. Новые технологии в искусстве: от «музыки машин» к «машинной музыке»

Как свидетельствует современная практика композиции, подлинно художественный результат достигается при сочетании традиционных и электронных технологий. Говоря о будущем музыкального творчества можно предположить, что это будет развитие так называемого «третьего направления», синтезирующего средства элитарной (академической) и массовой (развлекательной) музыки.
далее >>

Композиторы высказываются словами I [текст филармонического буклета]

— Часто чувственность, сентиментальность путают с музыкальностью. От этого и появляются несведущие обвинения в рациональности, черствости, немузыкальности современной музыки…
— Ну да, есть такие авторы, все достоинства которых исчерпываются этим понятием. Но они его только обесценивают. Музыкальность есть человечность, внутренний слух — врата души, извините за этакий дискурс…
— Музыкальность — равняется одухотворённости, умению наполнить жизнью, казалось бы, «набор голых нот». Музыкальность актуальна всегда и особенно сегодня, когда в качестве музыкальных средств используются любые звучания, вплоть до шумов. Умение спаять их, наполнить жизнью и смыслом без «музыкальности» невозможно…
далее >>

Е.Захарова. Поздравления Даниилу Хармсу

…один артист пил чай и что-то невнятно бормотал про себя, словно бы разговаривал сам с собой, другой задумчиво раскуривал трубку, изображая, видимо, самого Хармса (последний известен тем, что трубка была его постоянной «спутницей»)…
далее >>

С.Зятьков. Что-то и нечто [заметки на полях]

Сейчас происходит необыкновенное — все наши впечатления, ощущения, видения и слышания влияют, образуют на самом деле то, что будет называться потом искусством нашего времени. Пикассо — это не сам только Пикассо, это чьи-то реплики в кафе, где он сидел, мусор на пляже, в который он почему-то вгляделся, … — что угодно. Надо ощутить, что искусство — это СЕГОДНЯ, это Я, это ВСЕ МЫ, весь круг общения. Арт-процесс вбирает ВСЕ, любой камень может стать краеугольным.
далее >>

Т.Ходжкинсон. Пьер Шеффер: «Я потерял свою жизнь впустую…» [перевод Ю.Дмитрюковой]

Не то чтобы я отрицал все, что делал. Но каждый раз мне приходилось испытывать разочарование, поскольку я не мог добраться до музыки — того, что я называю музыкой. Я считаю себя исследователем, ищущим путь на крайнем севере, но я не смог его найти.
далее >>

К.Фёдорова. Первые северо-американские впечатления

Это, в первую очередь, шоппинговая лихорадка, толпы туристов на улицах, и в музеях, на площадках Бродвея, даже на службах в соборе Св. Патрика. Люди туда едут не за тишиной и покоем…
Гарантий нет сегодня ни в чем никаких, похоже. Рекламе не доверять никогда и проверять на знающих знакомых, где их только стольких взять…
Грязь под ногами не замечать просто невозможно, даже воспоминания о России в апреле не спасали. Население улицы, а также метро — тоже на любителя интернациональной и прочей интер- и мульти- экзотики…
далее >>

«Блок флейт»

Концертные программы этого коллектива всегда отличаются особой оригинальностью, и, как правило, представляют интерес как для любителей музыки, так и для профессионалов. Концертный репертуар ансамбля состоит из оригинальных произведений русских и зарубежных композиторов всех стилей и жанров (от барокко до современности).
далее >>

К.Фёдорова. Как доплыть до заветных земель?

Понимание того, что появление новой музыки требует существенных финансовых затрат на исполнение этой музыки и поощрение композиторов, пишущих эту музыку, не просматривается ни со стороны потребителей (слушателей, приходящих на концерты), ни со стороны меценатов (таковых еще не появилось в музыкальной академической среде), ни со стороны властей.
далее >>

Л.Морозова. Конец времени

С одной стороны музыка, по сравнению с другими видами искусства, существует только во временном развёртывании. Если музыкальное произведение не «сыграно» — его, фактически, нет. Вот почему так необходимы фестивали вроде «Премьер сезона», благодаря которым произведение начинает существовать.
далее >>

Л.Морозова. Музыкальная матрешка

Искусство у нас, как известно, штука концептуальная. Музыкальное — тем паче. Непрограммной музыки (вроде банальных, без навязчивого авторского указателя в виде названия, квартетов — сюит — симфоний) композиторы сегодня практически не пишут. Тематизм, ранее ассоциировавшийся в произведении с лейтмотивом — мелодией, которую можно было не только напеть, но даже насвистывать или мурлыкать, сейчас не очень-то в чести. Он решительно вырывается из привычных берегов, оккупируя территории авторских циклов, программ, концертов. Обилие тематических концертов — отличительная черта и нынешнего форума, представившего 130 произведений (в том числе, немало премьер) композиторов из 17 стран.
далее >>

Г.Сахаров. «ДРУГАЯ» МУЗЫКА и некоторые размышления по этому поводу

— Мы с коллегами условно разделили прошлогодний филармонический сезон на два периода: до «Ардитти-квартета» и после него. Они доказали, что новая музыка вполне успешно окупается и вызывает большой интерес публики.
— Я бы переклассифицировал Ваш тезис в контексте музыкальной жизни Екатеринбурга: «до» <АВТОГРАФА> и «после». Как заинтересованный свидетель и функционер этого клуба могу сказать, что с его появлением музыкальная жизнь города стала значительно содержательнее и интереснее. Кстати, каким образом возникла эта идея — Клуб современной музыки?
далее >>

Р.Юсипей. Вечное движение [беседа с композитором Александром Щетинским]

О преимуществах здесь говорить нельзя. К сожалению, композиторы, которых в будущем будут сравнивать с Бетховеном, Вагнером или Моцартом, живут все-таки не в нашей стране. На Западе более богатая традиция рационального мышления, и творческий акт там зачастую происходит на основе мощнейшего расчета. Сравняться в этом с ними можно даже и не мечтать. Где мы можем состязаться, так это в области интуитивного, душевного постижения мира. Хотя и эту нашу особенность не следует вульгаризировать. Сплошь и рядом в общении с коллегами сталкиваешься с примитивным «я так чувствую». Чувство нужно воспитывать, оно должно быть рафинированным, оттачиваться постоянно, начиная с первых уроков композиции.
далее >>

Т.Калужникова. АКУСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ РЕБЕНКА (по материалам, записанным от современных российских городских детей)

Эта книга о том, какую роль в развитии ребенка играет музыка. Она о том, почему и как ребенок из природного существа, подобно птицам и животным, воркующего, щебечущего, рычащего, кричащего, свистящего, превращается в существо, поющее по-человечески. Она о тех истоках, к которым восходят речь и музыка как особые формы человеческой деятельности. Она о том, что общего в музицировании ребенка, с одной стороны, и представителей животного мира, архаических народов — с другой; что сближает детское пение в условиях разных культур; как соотносятся между собой Акустические Тексты здорового ребенка и детей с нарушениями и отклонениями в психическом развитии.
далее >>

О.Викторова. Мастерская новой музыки AUTOGRAPH

Сегодня AUTOGRAPH — молодая организация, уникальная по задачам и стилю работы. Она объединяет креативных, деятельных людей. Среди них музыканты, философы, культурологи, физики, художники, журналисты… AUTOGRAPH имеет свой cайт (http://mnma.narod.ru). Это поле открытых диалогов, лаборатория экспериментов и новых форм общения.
далее >>

Т.Дмитриева. Творчество уральских композиторов в курсе музыкальной литературы в системе дополнительного и профессионального образования

Одним из вариантов решения проблемы могло бы стать введение в учебные планы предмета «Культура Уральского региона». Подобный курс мог бы соединить сведения из области истории, литературы, этнографии, фольклористики, музыковедения, культуры, образования и т.д. Другой путь — включение в курс современной музыки или (что более предпочтительно) выделение в самостоятельную факультативную дисциплину предмета «Музыка композиторов Уральского округа».
далее >>

LACONICA. МУЗЫКА КОРОЧЕ: микроминиатюры от 1 секунды до 1 минуты [филармонический проект]

Сегодня мир — это быстро исчезающая ситуация. Однако неспособность говорить о будущем точно и уверенно не может служить оправданием молчанию. Важнее иметь воображение и озарение, чем «быть правым». Будущее наступает стремительно, и потому цель проекта — своеобразный тест на концентрацию внимания и восприятие предельно сжатых сочинений. Мы стремимся не к развлечению, а к экстремальному творческому усилию — не только композитора, но и слушателя.
далее >>

Композиторы высказываются словами II [текст филармонического буклета]

Творчество — это жесткое отграничение информации, это образование аномальных областей в зоне гомогенного информационного поля. Произведения [продукты творческих актов], получается, — это аномалии — усиленные информационные поля.
далее >>

В филармонии другая музыка

В Большом зале филармонии состоятся три концерта, посвящённые великим музыкантам XX столетия: Антону Веберну, Игорю Стравинскому, Джону Кейджу, коренным образом повлиявшим на развитие музыки позднейшего периода.
далее >>

Э.Тоффлер. Идеология узколобых [глава из книги «Метаморфозы власти»]

«Производство» есть комбинация материальных ресурсов, машин и мышц... что основное имущество фирмы осязаемо... что национальное богатство проистекает из избытка в торговле товарами... что торговля услугами имеет значение только потому, что это помогает торговле товарами... что образование является расточительством, если оно не профессиональное... что научные исследования — это легкомысленное волшебство... и что свободные искусства не имеют никакого отношения к успеху в бизнесе, если не враждебны ему.
далее >>

В.Бельский. Реакция на статью «Идеология узколобых» Э.Тоффлера

Соответственно, вторым по уровню доходов видом деятельности является паблисити, массовая информация, реклама, то есть известность. При этом главной ценностью так же является не рекламируемый товар, а известность фирмы. Телеведущий появляется на экранах не для передачи новостей, а для того, чтобы повысить свою известность. Информация в широком смысле этого слова, для обмена которой формально всё это и предназначено, по возможности вытесняется на второй план, основное занимает повышение рейтинга, производство славы. Общество принимает как естественное положение вещей, что главное — не обладать какими-то достоинствами, а попасть на экран TV.
далее >>

О.Пайбердин [расшифровка аудио-записи]. Творческая встреча с композитором Александром Щетинским

Мне кажется, все-таки, это преувеличение, что я получал те или иные технические или эстетические идеи непосредственно от их носителей или изобретателей. Дело в том, что время, в которое мы живем, это время, которое новых идей, в общем-то, не произвело, за очень редкими исключениями. Главный технический багаж, которым мы располагаем, создавался в первой половине XX века. 50—60-е годы также можно захватить <…> Последняя треть XX века — это время осмысления и время переосмысления, время перекомбинирования уже известных элементов. Поэтому естественный источник, откуда любой человек, любой композитор может получить эти идеи, — это, все-таки, партитуры, аналитическая литература, общение с музыкантами [не только с композиторами, но и исполнителями]. Вот и все. А с носителями и изобретателями идей на всем уже не суждено столкнуться, такова реальность…
далее >>

М.Райскин. Не без божественного вмешательства

Знойным летом в Древней Греции на холме недалеко от Дельфийского храма проводились Пифийские игры. Главными участниками соревнований были музыканты, второстепенными — атлеты, всадники и колесницы. Победителю доставался лавровый венок, с побежденного, если он рискнул состязаться с Аполлоном и проиграл, сдирали кожу.
далее >>

Игры анонимов

Музыка для лестниц и коридоров? для вокзалов, аэропортов и универмагов?! Раздающий всем поровну добрый старый постмодернизм сделал этот эпатаж не только возможным, но и уже пройденным. Где-то, в закоулках прекрасно угасающей Европы, подобное уже состоялось, забылось, прошло. Здесь же, в вечно бодрой ситуации беготни «вслед», внезапно оказалось посвежевшим до неузнаваемости.
далее >>

О.Пайбердин. Ответы на вопросы Светланы Ялуниной

Звук — это жизнь. Звук — это ритм. Звук так же неуловим, как синева неба. Вырываясь в космос, человек теряет небо. Звук в безвоздушном космическом пространстве тоже исчезает. Чтобы человеку находиться в границах своего существа, т. е. состояться как человеку, ему нужно оставаться там, где он появился — на земле, учиться замечать простые вещи, первоосновы. Звук — это наш дом.
далее >>

Геометрия гармонии [высказывания слушателей]

Меня очень заинтересовала сама идея этого полуконцерта — полуконференции. Необычный синтез архитектуры, геометрии, музыки, да еще музыки казалось бы абсолютно разной — средневековой [Перотин Органум VIDERUNT] и современной [Ольга Викторова, Олег Пайбердин, Сергей Патраманский], к тому же современная музыка, как и доклад архитектра Раскина, была вплетена в этот органум. Таким образом получилось синтетическое действие…
далее >>

О.Девятова. Линии Авета Тертеряна, Международный фестиваль в Екатеринбурге

Идея фестиваля [проводился Уральским отделением Союза композиторов России, Мастерской новой музыки AUTOGRAPH и Екатеринбургской государственной филармонией] рождена самой жизнью и культурой нашего города, в которой Авет Тертерян сыграл свою значительную роль. Выдающийся композитор современности в трудные для Армении годы жил в Екатеринбурге и работал на кафедре композиции в Уральской государственной консерватории им. М.П.Мусогского, оказав заметное влияние на екатеринбургских коллег и учеников всей своей уникальной личностью и особым строем музыки, обращенной к тайнам мироздания.
далее >>

О.Анчарова. Композитор — товар штучный

Художнику, чтобы его узнали, достаточно создать картину и вывесить на обозрение. Композитору сложнее. Нужно собрать коллектив исполнителей, а это и долго, и дорого.
далее >>

О.Зароднюк. Парадоксы Сергея Беринского [к проблеме трактовки жанра концерта]

Тематизм в сочинениях Сергея Беринского заслуживает отдельной обширной работы, но в рамках данной статьи позволю себе лишь некоторые наблюдения. По отношению к концертам возможно употребление не столько понятия темы, сколько понятия интонации, а точнее — лексемы [И.Ромащук], то есть интонации, наделенной эмоциональной выразительностью и определенным смысловым значением.
далее >>

Л.Саханова. Тема для дискуссии: искусство и день сегодняшний

Музыка не имеет никакого прикладного воплощения [по сравнению с живописью, скульптурой, литературой]; она — времяпрепровождение. Слушать музыку и в то же время не танцевать, не есть, не говорить и т.п. — сделать насущной такую потребность стремится явно далеко не каждый. Технический прогресс — это счет, и счет времени в том числе. Нужно очень большое основание, чтобы в образе жизни человека было музыкальное времяпрепровождение.
далее >>
^  вверх  ^ www.paiberdin.org

HotLogРейтинг@Mail.ruValid HTML 4.01 Transitional